You are here

Йога

school_image: 
Йога

Йога     Сегодня понятие «йога» широко распространенное слово, которое обычно у большинства людей ассоциируется с комплексом оздоровительных упражнений или точнее выражаясь - «зарядкой...

назад

Йога

 

  Сегодня понятие «йога» широко распространенное слово, которое обычно у большинства людей ассоциируется с комплексом оздоровительных упражнений или точнее выражаясь - «зарядкой». И это правильно. Однако если быть точными этот вид «зарядки» называется не «йогой» в чистом смысле, а «хатха-йогой».

  «Хатха-йога» - это упражнения для тела, которые с древних времен используют индийские йоги, для увеличения своей жизненной силы и поддержания хорошего здоровья. Именно эта оздоровительная практика в последнее время стала весьма популярна в западных странах. И именно «хатха-йогу» сегодня преподают в различных фитнес-клубах.

  Что касается непосредственно «Йоги» как таковой: если мы обратимся к истории и древним ведическим писаниям, то увидим что йога – представляет собой сложное понятие, означающее метафизическую практику самопознания. Йога – есть научный метод достижения полноты переживания Абсолюта.

 

 Понятие «йога» по происхождению относится к древнему языку санскрит, в силу этого существует определенное замешательство о его правильном истолковании. В основе санскритского понятия «йога» лежит корень «юдж», который можно толковать следующим образом: «yuj (…) - 1) впрягать, запрягать; 2) укреплять, прикреплять; 3) связывать, соединять. yudh f 1) сражение; 2) борьба».Согласно же этим значениям понятие «йога» трактует и знаменитый мастер Б.К.С.Айенгар, который писал: «Слово «йога» происходит от корня «юдж», означающего соединятся, объединятся; основная цель йоги заключается в том, чтобы обучить тем средствам, благодаря которым человеческая душа может полностью соединится с Абсолютным Духом, пронизывающим вселенную, и таким образом, достичь освобождения»; знаменитый индийский учитель прошлого векаСвами Шивананда писал так: «Йога» означает единение с Богом. Практика йоги ведет к общению с Господом. Какой бы ни была отправная точка, цель достижения – одна и та же».Обратимся к учению знаменитого современного украинского йога А. Сидерскому, который писал: «Йога - как состояние есть то, что именуют «состоянием сознания Единства». Как видим, все выдающееся мастера указывают, что значение практики Йоги в постижении Абсолюта.

 Таким образом, йога – это древнее учение о путях трансформации сознания и достижения восприятия единения Сознания и Бытия. Йога – это учение о Единстве, достигаемое путем выхода за пределы умственных обусловленностей.

  В индийской культуре йога занимает авторитетное положение среди всех остальных направлений религиозно-философской мысли. Она относится к одной из шести ортодоксальных философских систем (даршан), которые исходят из знания боготкровенных Вед. Философию йоги также принимают и неортодоксальные течения Востока, такие как буддизм, даосизм, как следствие общности взглядов на природу человека и его взаимоотношений с миром.

  Существует множество видов Йоги (раджа-, хатха-, карма-, бхакти-, гьяна-йога, аштанга- и т.д.), которые доступным образом систематизировал современный учитель и мастер йоги Свами Шивананда в своей работе «Золотая книга йоги». (Энциклопедия Богопознания, самореализации и мудрости).

  Классическая система йоги называется «аштанга-йога», которая была впервые описана Махариши Патанджали во II веке до н.э. «Аштанга» в буквальном смысле означает «восемь ступеней», а именно:

 

1) Яма ( 5 моральных принципов)

 

2) Нияма (5 нравственных принципов)

 

3) Асана (физические упражнения, дисциплинирующие плоть)

 

4) Пранаяма (дыхательные упражнения, дисциплинирующие Душу)

 

5) Пратяхара (интеллектуальные упражнения, дисциплинирующие Разум)

 

6) Дхарана (концентрация)

 

7) Дхьяна (медитация)

 

8) Самадхи (достижение Истинного Я, Абсолюта).

 

 Аштанга-йога представляют собой пошаговое изменение состояния сознания (ИСС) и приближения к самопознанию (самадхи), от самого элементарного уровня человеческого сознания, к наивысшему уровню (турии), преодолевающего границы Ума и постигающего Суть своей духовной природы.

  В свою очередь эти восемь ступеней делятся на два типа практики: внешняя (от первой до пятой ступени) и внутренняя йога (последние три ступени). Эти последние три ступени – и есть практика «саньямы», то есть высшей «Раджа-йоги».

  Если саньяма – это практика последних трех ступеней, то хатха-йога, которая сегодня наиболее популярна – это практика третей, четвертой и пятой ступени. Выполняя асаны, в сочетании с глубоким и уравновешенным дыханием, контролируя свои чувства и ум – йог подготавливает свое сознание к более глубоким практикам.

  Теперь мы можем себе яснее представить, какая разница между «хатха-йогой» и «йогой» как таковой. Йога – есть все, что ведет к Абсолютной Истине, в том числе и различные религиозные, мистические, транспсихологические практики. Тогда как «хатха-йога» - есть просто «зарядка» для тех, кто желает постичь Истину.

  Патанджали в первой главе «Самадхипада», второй шлоке говорит:

 

«Yogah-chitta-vritti-nirodah»

– «йога есть преодоление волнений ума»

т.е. предмет йоги – ум (chitta), который обуздывается. Цель йоги – объясняется уже в следующей третей Шлоке:

«tada drastu svarupa vastanum»

– «тогда созерцатель сосредотачивается на своей истинной природе».

 

  Йогин обуздывает свой Ум, чтобы познать истинную природу мира и таким образом достичь просветления.

 

  Подведем итог всему вышесказанному:

 

  Занимайтесь Йогой и будьте Счастливы!

 

  С ув. инструктор по йоге Регина Раинская

Вернуться назад

Комментарии зарегистрированных пользователей:

Для того, чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться.